Недавно мы побывали в гостях у днепропетровского художника Валерия Сосны, кисти которого подвластны любые жанры изобразительного искусства. Вот уже на протяжении многих лет Валерий пишет пейзажи, натюрморты, оригинальные композиции, причем, экспериментирует как в живописи, так и в графике.
Особое место в его творчестве занимает жанр портрета: художник запечатлел на холсте Тамару Гвердцители и Владимира Гришко, Валентину Толкунову и Александра Злотника, Татьяну Недельскую и Яна Табачника… Мы пришли в светлую просторную мастерскую Валерия Сосны – и сразу вдохнули легкий запах свежей краски и аромат крепкого чая. Оказалось, что мы попали на «рабочую кухню» художника. Еще у Валерия есть студия, где он обучает рисованию тех, кому это интересно.
Валерий, а когда Вы осознали, что хотите посвятить жизнь кисти и мольберту?
У меня были небольшие склонности к рисованию в детстве, наверное, как у многих. Однако, окончательное решение заниматься именно изобразительным искусством я принял после двух с половиной лет службы в армии, тем более, что отслужил я на афганской границе. Сначала я занимался в студии Михаила Пушного, и только после четвертой попытки поступил в Киевский государственный художественный институт. Обязательно ли всем проходить такой непростой путь? Однозначного ответа на этот вопрос, думаю, нет. В наше время очень популярно аматорское искусство: порой главное — не мастерство художника, а креативная концепция. Многие отказываются от кисти и карандаша. Им это не нужно — достаточно лишь выразить свою мысль… Но я считаю, что профессиональное образование все-таки необходимо!
А как Вы относитесь к современному искусству?
Что такое современное искусство? Оно все современно, потому что есть сегодня. Многие под этим выражением понимают нечто модное. А мода диктуется многими факторами: брендовостью, «раскрученностью» … Купить акварельные или масляные краски может позволить себе каждый. Но что с ними делать? Просто размазать по холсту пятно, нарисовать линию, поставить кляксу и потом разводить полемику? Или создать что-то более сложное? Одних будет приводить в восторг мастерство профессионального живописца, а другим нужно непременно что-то креативное… В одном я уверен наверняка: живопись должна нести позитив. А по жанру это может быть и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Если говорить о моих идеалах в изобразительном искусстве, то это, безусловно, классика — Крамской и Серов. Они — Портретисты с большой буквы, аналогов им я сегодня не вижу.
В чем Вы видите разницу между состоянием изобразительного искусства в Украине и в Европе?
В Европе настоящее искусство, разумеется, ценится гораздо больше. Даже в близкой к Украине Польше всё подругому. Если нашего художника приглашают поучаствовать в пленэре, то относятся к нему, как правило, с большим уважением и благодарят, если оставляешь на память хотя бы одну работу. У нас же, в Украине, стараются «выжать из художника» как можно больше. Но в то же время, Европа не слишком охотно пускает нас к себе: там много и своих талантливых художников. А в Украине выставки зачастую, увы, не несут той профессиональной нагрузки, которая должна быть. Да и наш обыватель, озабоченный банальным добыванием хлеба насущного, на выставки идет не очень охотно…
А если бы сейчас перед Вами стал выбор профессии, чем бы Вы занялись?
Этот вопрос мне еще не задавали! Вы знаете, ни с чем несравнимо то ощущение, когда на чистом листе бумаги или холсте ты нарисуешь или напишешь картину. Поэтому я думаю, что всё равно бы занимался именно изобразительным искусством — даже если вопрос выбора стал именно сейчас. Ничто другое мне так не близко.
Журнал «Aeroplan», февраль-март 2011 г.