Персональная выставка днепропетровского художника Валерия Сосны стала настоящим подарком для ценителей искусства.
Диалектика времени
Какие бы трудные периоды не преподносила нам жизнь, в ней всегда было и будет место для моментов прекрасных. Именно они делают ее яркой, загадочной, эмоциональной и неповторимой. Эту давно известную истину в очередной раз подтвердил человек, чьи картины давно украшают музеи Украины и частные коллекции многих стран мира. Персональная выставка члена Национального союза художников Валерия Сосны, которая открылась в Днепропетровском художественном музее, еще раз убедительно продемонстрировала: искусство — это особенный мир. С собственной философией, диалектикой, восприятием и отражением.
Чем больше погружаешься в художественный мир Валерия Сосны, тем полнее раскрываешь для себя саму жизнь. Его картины -это магическая, захватывающая, ритмичная, чрезвычайно колоритная и световая среда, где утверждение гармоничного идеального образа идет параллельно с поиском драматического, экспрессивного решения. Художник достигает динамики пластичной цветоформы стремительной легкостью мазка, а плоть его полотен пронизана поэтическими ритмами, которые дают полную свободу интуиции, эмоциям, воображению.
— Картины, как и люди, — подчеркнула во время открытия выставки заслуженный работник культуры Украины Людмила Тверская, — обладают своим характером. Но что бы ни писал художник, он всегда ведет речь о себе, а произведение отражает его душевный настрой. Для Валерия Сосны мир наполнен тайной недосказанностью. Чувственное переживание для него всегда на первом месте. Такие романтические понятия как «поэтическая взволнованность» и «фантазия» — едва ли не главные инструменты художника. Поэтому он не созерцатель, а «чувствователь» натуры, способный превратить обычный жизненный мотив в праздничную живописную феерию, завораживающую глаз музыкой красочных аккордов. В цветовом половодье Валерия как будто воплотилось творческое исповедование художника, который считает, что живопись должна вызывать в зрителе подлинное наслаждение.
И это, пожалуй, одна из главных составных творческой философии нашего талантливого земляка, его особый подход к так называемой диалектике времени. Не потому ли созданный им художественный язык восхищает своей образностью и разнообразием, а полифоническое звучание природного многообразия красок буквально завораживают взгляд.
Искать себя без устали и лени
Одно время Интернет пестрел информацией о том, что Валерий Сосна сын американского ковбоя. Но он к такому родству никакого отношения не имеет: родился и живет в Днепропетровске. Все остальное — плод творческой фантазии, которая естественным образом сопровождает людей творческой профессии. Решение же стать профессиональным художником Валерий Сосна принял уже в достаточно зрелом возрасте, когда за плечами была служба в армии. После нескольких лет занятий в изостудии под руководством Михаила Пушного поступил в Киевский государственный художественный институт. Окончание вуза совпало с проведением первой персональной выставки Валерия в столице. Затем была блестящая персональная выставка в Днепропетровском художественном музее, участие в престижных международных выставках в Германии и Польше, во многих всеукраинских выставках живописи, графики, натюрморта, пейзажа.
На нынешней выставке, которая проводится в честь пятидесятилетнего юбилея художника, около семидесяти его работ разных жанров: натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая картина. Вручая Валерию Сосне благодарность городского головы Ивана Куличенко, заместитель начальника управления культуры и искусств горсовета Валентина Слобода отметила, что в конце девяностых годов днепропетровцы восхищались прекрасными акварелями кисти этого художника. Сейчас он отдает предпочтение живописи маслом. И эти работы также восхитительны. Ведь весь творческий путь нашего земляка — это поиск стиля и совершенствования мастерства. Он не работает в однажды найденном штампе. А разнообразие — признак развития. Замечательно и то, что в творчестве Валерия Ивановича очень важное место занимают виды Днепропетровска. Он не единожды писал пейзажи Приднепровья, Преображенский собор. Огромный интерес у первых посетителей вызвали и уже хорошо известные композиции мастера, среди которых — «Диалектика времени», «Миллениум», «Зима», «Цветочный чай», «Похищение Европы». И новые — «Полярная звезда», «Музыкант», «Крупье», диптих «Большая и Малая Медведица», серия картин в стиле ню. Настоящим сюрпризом для днепропетровцев стала презентация картины «Султан читает письмо запорожских казаков-3».
Как же возникла идея ее написания? Не секрет, что к известнейшему полотну Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» у жителей нашего региона отношение особое, поскольку для образа писаря позировал наш выдающийся земляк Дмитрий Яворницкий. Работал над своим полотном Илья Ефимович долго и тщательно: в 1880 году занялся подбором моделей и созданием эскизов, а первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Именно этот эскиз Репин подарил Яворницкому, а тот продал его меценату Павлу Третьякову — он находится в Третьяковской галерее в Москве. Основной вариант картины был завершен в 1891 году и до 1917 года находился в царском собрании, а после революции оказался в санкт-петербургском Русском музее. Однако еще не завершив основной вариант, в 1889 году Репин начал работать над вторым, который так и не был закончен. Этот, так сказать, кулуарный экземпляр сейчас хранится в харьковском художественном музее.
Одним словом, получилось, что Днепропетровщина, которая имеет непосредственное отношение к созданию «Запорожцев», осталась ни с чем. Поэтому Валерий Сосна и решил восполнить этот пробел, а заодно и восстановить историческую справедливость: письмо-то написано, а прочитал ли его султан? По мнению Валерия — однозначно! Первую версию картины «Султан читает письмо запорожских казаков» художник сделал около пяти лет назад на заказ: работа была небольшой, камерной. Разумеется, с картиной пришлось расстаться, но тема, что называется, не отпускала художника, и в 2007 году был готов второй вариант картины.
— Прежде чем приступить к работе, — говорит Валерий Иванович, — я очень внимательно изучал исторический материал: черпал из книг информацию о том, как выглядели турки в Османской империи, какая у них была одежда, оружие. Полотно получилось масштабным — два на три метра, все фигуры изображены в натуральную величину, а у героев нет конкретных прототипов, большинство из них — плод моей фантазии. Однако прошло время, и я понял: нужно опять браться за работу, на этот раз уже за третий вариант картины. Над ней трудился несколько лет: неизменным, по сравнению с предыдущей версией, остался только султан, а кто и что его окружает пусть останется загадкой для тех, кто собирается посетить выставку.
«Наше місто» от 05.11.2010,
Юлия Бабенко