Художник Валерий Сосна прожил еще один интересный, богатый на идеи и свершения творческий период. Не знаю, как его назовут будущие критики художественного наследия Сосны. Может быть, «а ля Климт», может быть, «бронза и золото»… Одно важно: холст, масло, бронза, золото, мифология, эротика явились достойным, хотя и своеобразным ответом Густаву Климту, художнику начала века, творившему в непростое время декаданса.
Сегодня — последний день, когда выставка «Екатеринославская Венера» экспонируется в арт-галерее 34 телеканала.
«Екатеринославская Венера» — сюжет, навеянный старой дореволюционной открыткой. Главная героиня, по замыслу художника — Екатерина II. Как если бы она представила себя стройной барышней и уснула на ложе из ароматной сирени. А за ее спиной шумит, растет Екатеринослав: три церкви, лавки, магазины, мастерские, огромная мельница… Небо над Екатеринославом — лиловое, в предчувствии большой грозы. Сирень на екатеринином ложе трепещет и ждет спасительной влаги. Императрица спит вполглаза… Спать нельзя, вмиг империю развалят.
«Саломея», падчерица Ирода и дочь Иродиады, — воплощение жуткого покоя и тишины. Позади — танец семи покрывал, отрубленная голова Иоанна Крестителя покоится на круглом серебряном блюде. Все в прошлом. Найдут ли прощение герои этого сюжета?
Пока неизвестно. Только много воздуха и влажность, которые чувствуешь далеко за обрезом картины, наполняют смыслом кусок холста.
«Адам и Ева» — первые мужчина и женщина в зарослях райских кущей. Яблоко. Змей. Искушение. Вечный сюжет. И, главное, поучительный.
«Похищение Европы». Дочь финикийского царя Агенора вся в ожидании. К берегу подплывает громадный бык (его фантастических размеров голова с симпатичными рогами — центральная в композиции картины), стало быть, сам Зевс замаскировавшийся. Поплыли на Крит, разделили ложе, она родила троих сыновей. Вот и верь после этого мужчинам!
«Девушка с котом» еще раз наглядно продемонстрировала, что она в тысячу раз лучше, милее, женственнее «Девушки с веслом». Весло — оно и есть весло.
А доброе слово и кошке приятно. Кошка — древнейшее существо, объект культового поклонения, герой мифов и легенд. Так что кормить кота с блюдечка молоком — сущее удовольствие.
«Цветок папоротника» — наше славянское бытие. Дева с русалочьими глазами и повадками не то мавки, не то нявки (так и хочется заглянуть за картину: нет ли у нее дырки в спине — главного признака оборотничества) ищет цвет папоротника. Мудрой и сильной хочет стать! В кустах, сливаясь с зеленью, деву поджидает наш славянский змий… Ой, что сейчас будет…
Художник сказал, что устал от всего этого, и что с Климтом покончено. Навсегда или только на какое-то время?..
Ольга Семак, Владимир Гапоненко.